Вход

Забыли пароль?

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

(close)

Получите бесплатный доступ


У вас уже есть аккаунт? Войти

X

Интервью с нашими художниками

Курс очень насыщенный, очень много референсов, очень много примеров крутых, которые я теперь начинаю замечать в мире – эти имена, течения, как будто мир стал более многогранным.

@lena_moonspector_art

Лена Чигрина

Художник, абстрактная живопись

Навигация по вопросам интервью:

1. Расскажи, как ты связан с искусством, чем занимаешься?

2. Какие были твои первые работы?

3. Что же нас ждет в будущем?

4. Жизнь до курса: что не получалось и какие были вопросы? Как тебе ее подача материала и обратная связь?

5. Какие твои результаты после 1ого модуля?

6. Главные инсайты

7. Как поменялось твое представление насчет арт-среды

8. Твой проект: как ты к нему готовился и какой был результат?

9. Как называется твой финальный проект, который ты защищал на втором модуле?

10. Какая тема, с которой ты работаешь в рамках этого проекта?

11. А как эта тема раскрывается на примере твоего персонажа?

12. Из чего состояла концепция твоей выставки, которую ты защищал в рамках второго модуля курса?

13. Что больше всего запомнилось со второго модуля курса?

14. Какие были ощущения на защите, от обратной связи Маши?

15. А можешь рассказать общие впечатления о Маше, о подаче материала, о том, как выстроен курс?

16. После курса какие у тебя дальше планы, какой настрой?

17. И финальный вопрос: расскажи, что для тебя современное искусство?

18. Ты говоришь это с позиции воздействия на зрителя, который смотрит на современное искусство, или с позиции художника в процессе создания?

19. А все-таки с позиции художника, что для тебя современное искусство, когда ты создаешь?

– Как ты связана с искусством? Расскажи подробнее о себе

У меня есть высшее образование, я учился на дизайнера интерьера, и как смежные дисциплины там были рисование и изобразительные искусства, но целью «создать художника» в таких заведениях, конечно же, не было. Поэтому ощущался очень большой разрыв между тем, чем я хотел заниматься, и тем, на кого я учился. Все-таки создание концептуальной идеи и возможность ее показать экспертам, другим людям – это совершенно другое. В моем понимании это даже можно назвать формой научного знания.

– Какие были твои первые работы?

– Я создавал работы-эксперименты в сфере модернизма, они не были связаны друг с другом, не подчинялись никакой логике. И вот с 2017 года я начал думать о том, чтобы создавать серии работ. В 2018 году я сделал первую серию, которая была достаточно узнаваема, хотя ее нигде не освещали. Связана она была с магическими масками, выражающими страхи человека. Это была живопись, и только в последний год я перешел к другим медиумам. В ноябре 2021 года во время просмотра «Призрака в доспехах», ко мне пришла новая тема. Я подумал, почему бы мне не заняться творчеством, если мне это очень нравится? И я начал стараться избавляться от какого-либо клише в сфере построения будущего технологий. В моем понимании современное искусство способно визуализировать образ, который соответствует сегодняшнему дню и создает уникальный код, ищущий формы будущего.

– Что же нас ждет в будущем?

– Я не отвечаю на этот вопрос, а скорее предчувствую. Это такая зона ответственности, несоразмерная человеческой. Эволюционный процесс все равно будет происходить, но ключевой вопрос – будем ли мы в нем осознанно участвовать или бессознательно пребывать в нем? Но насколько моя практика показывает, когда разум не занят какой-либо деятельностью, человек стремительно деградирует. Мы вынуждены эволюционировать!

– Жизнь до курса: что не получалось и какие были вопросы?

– До курса у меня был большой этап смены темы. От специфического творчества, связанного с экзистенциализмом, я пришел к тому, что создал свежий проект «Рождение Амары». Я провел огромную духовную работу – мое восприятие менялось от крайне депрессивных до крайне восторженных состояний. Но поскольку на курсе был дан четкий механизм, как зафиксировать проект в понятной всем форме, он был успешно завершен и внутренний кризис был преодолен в ходе курса. Я получил массу ответов на вопросы, которые долгое время волновали.

– Какие у тебя были результаты после 1ого модуля?

– По первому модулю я понял, что вообще не проводил работу по анализу произведений. В ходе курса я сделал гораздо более профессиональную работу, сравнивая с проделанной мной на предыдущих этапах.  Она стала более актуальной, более конструктивной. И конечно, человеку, который находится в среде без информации, это практически невозможно сделать. Я бы сказал, что интуитивно можно сделать классный проект, но, когда дана систематизация, все совершенно по-другому воспринимается. Притом, что у меня на каком-то интуитивном уровне мысли совпадали с тем, что транслировала Мария, и поэтому я влился органично в весь процесс.

Главные инсайты?

– У меня уже было представление о том, как устроен арт-рынок. Было множество попыток налаживания связей с различными людьми в США и Европе. У меня был период достаточно хаотичный в этом плане, то есть до 2017 года нечего было показывать, потом было достаточно специфическое творчество – брутальное, красно-бело-черное, декадентское. Это было творчество крайнего переживания ужаса. В какой-то этап у меня возникло несколько покупателей в Европе, собиратели искусства, с которыми мы до сих пор поддерживаем связь. И это останавливало меня от того, чтобы проявиться в Москве и Смоленске. И все равно такая позиция привела к кризису.

– У меня уже было представление о том, как устроен арт-рынок. Было множество попыток налаживания связей с различными людьми в США и Европе. У меня был период достаточно хаотичный в этом плане, то есть до 2017 года нечего было показывать, потом было достаточно специфическое творчество – брутальное, красно-бело-черное, декадентское. Это было творчество крайнего переживания ужаса. В какой-то этап у меня возникло несколько покупателей в Европе, собиратели искусства, с которыми мы до сих пор поддерживаем связь. И это останавливало меня от того, чтобы проявиться в Москве и Смоленске. И все равно такая позиция привела к кризису.

– Как поменялось твое представление насчет арт-среды?

– Как я рассказывал, после 2017 года я начал делать первый концептуальный проект, который находится сейчас в замороженном состоянии. А в ноябре 2021 года я начал делать совершенно новый проект в эстетике соединения аниме и живописи Возрождения, и в первую очередь это исследование в сфере темы и проблематики. У меня не стояло задачи скопировать какую-то модную оболочку. Стояла задача – посмотреть и отсканировать, что делали другие профессионалы в этой сфере, чтобы не попадать в чужой сценарий. У меня вначале была работа по производству сеттинга, то есть я представлял себе не выставку contemporary, в которой различными медиумами представляется дух некоего метасистемного перехода, преобразование человека в его новом качестве, духовный апгрейт, киберисцеление. Был большой этап просмотра первоисточников, отделение новейших тем от того, что сейчас стало ретрофутуризмом, и того, что стилистически и идейно отмирает и не может быть уже использовано. В этот момент появилось несколько работ, которые просто находились на стадии разработки. И вот на первом модуле я начал заканчивать эти работы, я увидел, что стоит именно эту тему развивать, что она вызывает живой отклик. Очень важно на этом этапе было получить поддержку. И тем более важно было осознавать, что эту поддержку оказывает профессионал. И он не просто тебе говорит: «Ну, это хорошо», а происходит кристаллизация актуальной проблематики и темы. На этапе первого модуля я начал создавать новые инсталляции, то есть все это время прохождения курса было в работе.

– Твой проект: как ты к нему готовился и какой был результат?

– Проект называется «Рождение Амары». Амара – это персонаж, которого я создал. Я задумывал архетип, который способен надолго запомниться при вирусном попадании в медиа, в новую сферу. Я проводил большую работу, чтобы не сделать то, что уже было. Я пытался найти какую-то новую идентичность и сделать ее досконально понятной для зрителя с помощью искусства и текстов и для возможности ее дальнейшего появления в медиа в качестве героя выставки, клипа, либо же мультипликационного фильма. В итоге я начал создавать платформу для дальнейшей возможности интеграции этого мема, этого персонажа, этой уникальной идентичности, которую зовут Амара.

– Как называется твой финальный проект, который ты защищал на втором модуле?

– Проект называется «Рождение Амары». Амара – это персонаж, которого я создал. Я задумывал архетип, который способен надолго запомниться при вирусном попадании в медиа, в новую сферу. Я проводил большую работу, чтобы не сделать то, что уже было. Я пытался найти какую-то новую идентичность и сделать ее досконально понятной для зрителя с помощью искусства и текстов и для возможности ее дальнейшего появления в медиа в качестве героя выставки, клипа, либо же мультипликационного фильма. В итоге я начал создавать платформу для дальнейшей возможности интеграции этого мема, этого персонажа, этой уникальной идентичности, которую зовут Амара.

– Какая тема, с которой ты работаешь в рамках этого проекта

– Эволюция личности, создание мема, самосовершенствование человека – это обширный диапазон тем. Медиашум в том числе.

– А как эта тема раскрывается на примере твоего персонажа?

– Персонаж свободен от воздействия извне, она как мудрый проводник в сферу бытия, где человек свободен от информационного шума. И всю свою энергию, которая не тратится на какую-то рефлексию, страхи, человек тратит на самосовершенствования. У Амары есть способность к противодействию информационным интервенциям. Это все-таки программы, это мемы. Если разбирать мем не как картинку с надписью, то это термин Ричарда Докинза, который обозначает любую концептуальную информационную систему, которая способна самокопироваться в сознании человека.

– Из чего состояла концепция твоей выставки, которую ты защищал в рамках второго модуля курса

– Амара – это существо из недалекого будущего, продукт слияния человека технологий, существо с более развитым сознанием, чем у нашего современника, то есть она «сверхсущество». В выставку входят изображения живописные – это масштабные картины, правильнее будет сказать «монументальные». Стилистически они являются синтезом черт культуры аниме и живописи Возрождения, а несут они в себе уникальный изобразительный код, который не похож ни на что другое. Еще в выставке присутствует видеоинсталляция, представляющая из себя большой портрет Амары, который создан в трехмерной графике, анимирован нейронными сетями и сетью для генерации речи. Данный клип смонтирован определенным образом, чтобы он нескучно смотрелся, чтобы он создавал эффект медитативного воздействия. На этом видео Амара читает мантру, но мантра в данном случае не несет религиозного оттенка, она просто может быть заменена на набор каких-то слов, но звучит она обволакивающе. То есть цель инсталляции – погрузить человека в медитативное состояние, и видеоинсталляция – основообразующий элемент экспозиции. Она демонстрируется в полумраке или в помещении, в котором погашен свет. И в пространстве присутствуют также скульптурные формы – трехмерная печать головы Амары, копия моей скульптуры, которую я создал как первый прототип. Последняя будет уже печать трехмерной модели, которую создал дизайнер. Все это объединено системой проводов с удлинителями и неоновых шнуров. Я думаю, что таких диодных ламп на гибкой основе. Таким образом можно освещение галерейного пространства не задействовать, а завести систему удлинителей и шнуров, дополнить ее пупырчатой пленкой, и сделать это отдельным эстетическим элементом, арт-объектом. Атмосфера, с одной стороны, погружает в атмосферу мастерской художника, процесс пересборки, процесс, когда прямо сейчас создают эту Амару, а с другой стороны элементы, напоминающие лабораторию.

– Я вспомнила, что когда курс только начинался, был 1 модуль, и все только начинали знакомиться в чате. И тут ты прислал Амару. И она говорила «Наша встреча определенно должна стать многообещающей». Это было здорово! Если честно, я сначала подумала, что чат взломали, прилетели инопланетяне, и сейчас будут переговоры, как вернуть обратно чат!

  Скажем так, рождение мема происходило в чате!

  Это очень здорово! Ты не думаешь, что это возможно, и это заставляет тебя как зрителя по-другому начать видеть мир.

 ⁃ Да! И как раз можно добавить по выставке, что она может быть показана с разными количеством объектов, но она раскрывает одно и то же явление – возможность существования существа нового уровня, нового порядка в различных измерениях – мы получаем некий кибер-физический опыт.

– Что больше всего запомнилось со второго модуля курса?

– Информации было достаточно много, и мне обычно нужно какое-то время, чтобы моя оперативная память все восприняла. Последний урок по структурированию позволил мне в принципе сделать проект. То есть у меня было представление о том, что есть некие объекты, и есть некое представление о том, как это сделать, но о том, что нужна визуализация я не подозревал. После последнего упражнения я понял, что без структурирования проект невозможен, потому что иначе информацию о том, что ты хочешь сделать, невозможно передать. И такая базовая культура коммуникации как раз снизошла на меня в конце второго модуля.

– Какие были ощущения на защите, от обратной связи Маши?

– Я волновался! Я думал, что написал текст слишком сложно. Я его сделал очень научно, сканируя различные образы, чтобы не сделать что-то вторичное и неактуальное. В какой-то момент я понял, что это слишком сложно. И во время защиты, когда я услышал, что наши с Машей мысли сходятся, я уже тогда позволил себе порадоваться, так как я все же сторонник того, что нужно доводить проект до конца, до какой-то очевидной реализации.

– А можешь рассказать общие впечатления о Маше, о подаче материала, о том, как выстроен курс

– Я был в приятном подключении к актуальной информации. Все лето я учился и создавал новые работы, и по итогу я считаю, что это очень качественное структурирование. Я вообще поражаюсь, какое у Маши количество энергии, не представляю, как так можно. Я, например, работаю периодами – есть подъемы, а есть времена, когда нужно пополнять силы. Я прекрасно понимаю, какое воздействие происходит на человека, когда десятки людей с какими-то своими поисками сваливаются, и понимаю, что я бы не выдержал как преподаватель. Свежесть ее ракурса очевидна для всего курса – она никогда не повторяется и у нее всегда есть новая пища для размышления. И ощущение нахождения в прогрессирующем потоке сохранялось на протяжении всего курса. И я считаю, что это очень здорово! Потому что в замкнутых пространствах, замкнутых сообществах прогресс невозможен. Ну и на создание инсталляции она меня тоже вдохновила, потому что идея о том, может ли быть искусственный интеллект выразителем сакрального знания была озвучена ей на портфолио ревю. Я вынашивал потом эту идею несколько недель, а потом родилась идея чтения мантр. А мантра была посвящена силе земли. И при программировании в программе по генерации речи я подобрал несколько разных вариантов и понял, что это звучит более качественно.

– После курса какие у тебя дальше планы, какой настрой

– Мои планы направляются в сторону МОММА. Я посмотрел программу, и она очень сочетается с возможностью показать проект «Рождение Амары». Я так понимаю, что лучше находиться в столице и ближе соприкоснуться с художественным сообществом. После курса мне очень понравилось учиться! Я был в такой стадии до этого, что учиться не нужно, я положил на чашу весов 10 лет живописи и решил, что сделал все, что смог, я был в закрытом состоянии. А сейчас интерес к учебе активизировался в небывалом объеме.

– И финальный вопрос: расскажи, что для тебя современное искусство

– Современное искусство – это с одной стороны, интеллектуальная сфера деятельности, а с другой стороны сакральная. Создается версия действительности, в которую можно погрузить зрителя посредством грамотно организованных медиумов, созданных текстов. И данная версия в глубинном понимании позволяет человеку переместиться на новый уровень сознания. Возможно, это звучит высокопарно, но оно обновляет восприятие действительности. То есть это такая капсула перевоплощения в новое качество. В моем понимании современное искусство находит новый код – пластический, визуальный – в котором человек может почувствовать свежесть бытия, избавиться от груза прошлого, переформатироваться, получить необходимую интенцию, чтобы двигаться дальше. По крайней мере, в «Рождении Амары» была такая идея.

– Ты говоришь это с позиции воздействия на зрителя, который смотрит на современное искусство, или с позиции художника в процессе создания?

– В процессе создания я думаю о том, как зритель будет воспринимать работу. Потому что период жуткого субъективного творчества, в котором превалировал субъективизм, был у меня до этого, а сейчас я рассматриваю продукт с позиции того, работает это или нет по законам восприятия, и в ходе экспериментов, я адаптирую произведения под зрителя, чтобы он получил те впечатления, которые я предполагаю при создании проекта. Сложный вопрос, на самом деле! Он обнажает трансцендентную задачу искусства.

– А все-таки с позиции художника, что для тебя современное искусство, когда ты создаешь

– Как художник я хочу создать актуальный код того, как я вижу современный мир, хочу отразить мультикультурность, которая начинает проникать в каждый уголок мира. И в тот момент, когда я начал погружаться в поиск этого кода, результатом явился проект «Рождение Амары», который представляет собой сумму средств, которая, по моему мнению, выражает перманентную эволюцию, большие события в масштабе личности человека, азиатский мир с его инновациями в искусственном интеллекте. Мой гештальт к концу проекта закончен, и он же и является моим ответом на мое понимание актуальности.  То есть в каком-то трансцендентном состоянии поиск этот проходил, в режиме большого запроса и поиска информации, в попытке понять, а что вообще происходит, к чему мы направляемся. И в переработке достаточно эмоциональных выводов творчества – в живописи, инсталляциях… Но на самом деле, это позитивный проект. Он о том, что с нами все будет в порядке, мы будем совершенствоваться – с такой нотой он создавался. И все же мы своей волей окрашиваем представление о действительности!

Наша образовательная программа

Как начать строить карьеру в современном искусстве

Для многих художников существует только мир: «где-то там делаются выставки». Мы расскажем, как по шагам попасть из одного места в другое, как продавать свои работы дорого, чему уделить внимание, чтобы перестать создавать работы в стол.

Самое ценное, что у нас есть – время. Пока художник самостоятельно исследует эту сферы, другие авторы уже развиваются.

Твоя точка входа в арт-среду!

Присоединяйся 🙂